25 November, 2024

Аналитики назвали самую серьезную санкцию 14-го пакета

Аналитики назвали самую серьезную санкцию 14-го пакета
24.06.2024 13:07

Однако, в 2023 году вступил в силу запрет на перевалку российского СПГ в портах ЕС, что вызвало серьезные обсуждения в экспертном сообществе.

Аналитики, опрошенные «Ведомостями», назвали эту рестрикцию самой серьезной из 14-го пакета санкций. По мнению заместителя директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексея Белогорьева, это решение оказало значительное воздействие на рынок газа в Евросоюзе.

Согласно данным, в 2023 году на рынок Евросоюза пришлось 46 процентов от общего объема заграничных поставок российского СПГ. Для предприятий в Ленинградской области и «Ямал СПГ» эта доля доходит до 67 процентов. За первые пять месяцев 2024 года на ЕС с учетом перевалки пришлось 53,5 процента всех отгрузок СПГ из России, в том числе 82,5 процента всех поставок «Ямал-СПГ». В 2023 году перевалка СПГ из России в портах ЕС приблизилась к 1,7 миллиона тонн.

Несмотря на возможные новые санкции ЕС, Белогорьев уверен, что Россия сможет успешно реализовать все объемы СПГ. Однако он отмечает, что это может повлечь за собой дополнительные издержки.

Как отмечает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, полный запрет на импорт российского СПГ в Европу привел бы к серьезным последствиям, включая резкий рост цен на газ.

Важно отметить, что перевалку можно осуществлять борт-в-борт (STS), что представляет собой напрямую перекачку газа с одного танкера на другой. Например, это может быть осуществлено в акватории Мурманской области. Это позволяет обойти возможные ограничения и продолжить поставки газа.

Недавно Илья Жарский, управляющий партнер экспертной группы Veta, высказал предположение о возможных последствиях санкций против российских СПГ-проектов. Он отметил, что такие меры могут серьезно поставить под угрозу долгосрочные контракты с импортерами в Швеции и Финляндии. В случае аннулирования этих соглашений, российские поставщики газа могут обратиться в международные арбитражные суды, что приведет к дополнительным юридическим и экономическим проблемам.

Одной из ключевых стратегий «Новатэка» является отправка сжиженного природного газа с проекта «Ямал СПГ» в порты Европы, откуда он перегружается на обычные газовозы для доставки на азиатские рынки. Эта схема обеспечивает более эффективный транспорт сжиженного газа из арктического порта, что позволяет компании активно участвовать на мировых энергетических рынках.

Интересно, какие другие альтернативные маршруты и стратегии транспортировки сжиженного газа могут быть разработаны компаниями в условиях постоянно меняющейся геополитической обстановки и растущих вызовов в мировой торговле энергоносителями.

В 2023 году Россия вывезла через порты ЕС 4-6 миллиардов кубометров СПГ, став конечными поставщиками топлива для стран, не входящих в состав ЕС. По словам представителя Еврокомиссии (ЕК) Тима Макфи, стоимость этих объемов остается конфиденциальной информацией в рамках заключенных контрактов.

Интересно, что 14-й пакет санкций включает ограничения на транзит российского СПГ через порты ЕС, запрещая реэкспорт топлива. Эти меры применяются к 27 судам "теневого флота", которые занимаются транспортировкой российских углеводородов. Таким образом, страны Евросоюза сохраняют возможность закупки топлива, но лишаются права перепродажи.

Экспорт СПГ из России в страны, не являющиеся членами ЕС, оказывает значительное влияние на рынок энергоносителей и вызывает обсуждения о необходимости диверсификации источников энергии в регионе. В то же время, санкции против "теневого флота" направлены на усиление контроля над торговлей энергоносителями и предотвращение незаконного перераспределения ресурсов.

Источник и фото - lenta.ru