Шансы России создать «теневой флот» для СПГ оценили
Об этом отметила старший научный сотрудник Европейского совета по вопросам экспорта нефти Агата Демарэ в интервью для Bloomberg.
Важно отметить, что для российского правительства газ играет ключевую роль в пополнении государственной казны. Однако для достижения этой цели необходимо завоевать значительную долю мирового рынка СПГ, поскольку традиционная трубопроводная торговля столкнулась с серьезными препятствиями. Новые санкции, прекращение поставок газовозов арктического класса и запрет на перевалку СПГ в европейских портах снижают шансы на установление надежной цепочки поставок газа.
Демарэ также подчеркнула, что для успешного экспорта СПГ России необходимо активно развивать собственный флот судов, способных перевозить сжиженный газ на мировые рынки. Это потребует значительных инвестиций и технологического развития, чтобы обеспечить конкурентоспособность на мировой арене энергетического рынка.
В последние месяцы наблюдается увеличение количества малоизвестных компаний в Дубае, которые приобретают право собственности на суда. Это вызывает беспокойство и внимание экспертов морской отрасли. Согласно данным из глобальной базы данных судоходства Equasis, за последние три месяца право собственности как минимум на восемь судов получили эти компании.
Четыре из новых судов, которые попали под контроль малоизвестных компаний в Дубае, относятся к ледовому классу. Интересно, что Российская Федерация уже разрешила им проходить через ее арктические воды летом 2024 года. Это вызывает вопросы о целях и намерениях этих компаний.
Мнение аналитиков из Bloomberg о том, что происходит создание "теневого флота" для экспорта нефти, не оставляет равнодушными специалистов отрасли. Страховщики, отмеченные в базе данных Международной морской организации как "неизвестные" в контексте как минимум трех танкеров, также могут свидетельствовать о формировании такого флота.
Ситуация на морских путях и в мировой торговле становится все более сложной и запутанной, как головоломка, где каждый новый элемент добавляет свою часть к общей картине. Основатель аналитического центра Arctic Institute Мальте Хамперт сравнил покупку старых перевозчиков, передачу судов ледового класса дубайскому субъекту и рекордное количество разрешений на Северный морской путь с частями пазла «теневого флота», которые встают на свои места.
Особенную тревогу у авторов публикации вызвало судно Asya Energy. Когда в июне хуситы усилили атаки на коммерческие суда в Красном море, оно невредимым прошло на север, став первым перевозчиком СПГ, пересекшим горячую точку с января 2024 года. Этим кораблем управляет Nur Global Shipping, неизвестная компания, действующая на базе отеля Meydan в зоне свободной торговли ОАЭ. В ее распоряжении есть еще три перевозчика СПГ — Pioneer, New Energy и Mulan.
Этот случай с Asya Energy подчеркивает важность прозрачности и контроля в сфере морских перевозок. Сложные структуры собственности и операций компаний, управляющих судами, могут создавать серьезные риски для безопасности и стабильности мировой торговли. Необходимо уделять больше внимания мониторингу и регулированию деятельности теневых флотов, чтобы предотвратить возможные инциденты и конфликты на море.
Эксперты подчеркивают, что перевозка сжиженного природного газа (СПГ) требует более опытных экипажей и сложных технологий, чем перевозка нефти. Поэтому "теневой флот" СПГ отличается от нефтяного. Суда, перевозящие переохлажденное топливо, должны соответствовать высоким стандартам безопасности и эффективности.
Следует отметить, что компания White Fox Ship Management, базирующаяся в Дубае, получила в собственность четыре новых судна ледового класса (North Air, North Mountain, North Sky и North Way), которые получили разрешение на проход через арктические воды России. Эти суда представляют собой новое поколение судов, способных справляться с экстремальными условиями северных морей.
Однако, несмотря на то, что СПГ-флот составляет менее одной десятой от количества нефтяных танкеров, его значимость в мировой торговле газом постоянно растет. Спрос на СПГ увеличивается, и компании, владеющие современными судами для его перевозки, оказываются в выгодном положении на рынке морских перевозок. Важно отметить, что развитие технологий и безопасности в перевозке СПГ играет ключевую роль в обеспечении стабильности и надежности этого сектора морской индустрии.
Экспорт СПГ — это стратегически важная отрасль для многих стран, включая Россию. СПГ сложнее перегрузить в открытом море, чем нефть, но это не мешает развитию этой отрасли. По словам Хамперта, суда уже много лет встречаются на якорной стоянке Кильдин к северу от Мурманска. В 2023 году в этой точке провели 13 перевалок, а с января по апрель 2024-го — уже 10.
Однако, несмотря на сложности, Россия продолжает активно экспортировать СПГ. По данным Международной ассоциации импортеров СПГ (GIIGNL), в 2023 году Россия экспортировала 31,4 миллиона тонн такого топлива. США продали за границу 84,5, Австралия — 79,6, а Катар — 78,2 миллиона тонн. Американцы увеличили отгрузку на девять миллионов тонн и заняли первое место. Россия расположилась на четвертом.
Демарэ сравнила готовность Москвы собирать «теневые флоты» в борьбе с санкциями с бесконечной игрой в кошки-мышки. Пока Запад нацеливается на новую сеть обхода ограничений, Москва ее тут же меняет. Это свидетельствует о стремлении России адаптироваться к изменяющимся условиям мирового рынка СПГ и сохранить свои позиции в этой отрасли.
В начале июня этого года стало известно о сложной ситуации с российским танкером «Приморье», который обошел американские ограничения, используя хитроумную технику тайной перевалки груза. Уже в конце апреля в порту Новороссийска танкер загрузил груз и отправился в путь в сторону Сингапура, но на пути его автоматическая идентификационная система (AIS) внезапно отключилась, вызвав подозрения и вопросы у экспертов и аналитиков. Оказалось, что нефть с «Приморья» была перегружена в море на судно Ocean Hermana.
Согласно мнению аналитиков, запрет на перевалку российского СПГ в портах Европейского союза представляет собой одну из наиболее значительных санкций, включенных в 14-й пакет мер. Хотя эти ограничения почти не затрагивают работу «Ямал СПГ», они могут повлечь за собой дополнительные издержки и вызвать серьезные последствия для отрасли в целом. Возможно, это лишь начало новой главы в судьбе российского экспорта энергоносителей и международных отношений в этой сфере.
Источник и фото - lenta.ru