80 лет Великой Победе!
6 November, 2025

Тысячи россиян купили авто из Казахстана, теперь от них требуют доплатить утильсбор. Речь о миллионных суммах и пени

Тысячи россиян купили авто из Казахстана, теперь от них требуют доплатить утильсбор. Речь о миллионных суммах и пени
30.10.2025 12:48

По информации издания Baza, Федеральная таможенная служба (ФТС) начала требовать доплату утильсбора у тысяч россиян, купивших автомобили из соседней страны.

Согласно данным издания, с весны 2024 года в Россию было ввезено более 30 тысяч автомобилей Hyundai, Kia и Skoda казахстанской сборки. Владельцы данных автомобилей при ввозе платили лишь "коммерческий" утильсбор, который варьировался от 667 тысяч до 1,9 миллиона рублей.

Собственники автомобилей рассказывают, что ранее таможенники не требовали импортных деклараций. Однако возникли сложности, так как Центральная акцизная таможня продолжает действовать по старой схеме, в то время как региональные отделения начали начислять доплаты. Казахстанская сторона отказывается вмешиваться в ситуацию.

В 2024 году россияне уже столкнулись с проблемой требований от ФТС по поводу приобретенных автомобилей. Граждане, приобретавшие машины за границей или через программу параллельного импорта, получили уведомление о необходимости доплатить утилизационный сбор. Между тем, по информации от Baza, суд в Архангельской области удовлетворил иски таможни к владельцам автомобилей казахстанской сборки, обязав их выплатить значительные суммы и пени. Инициативная группа обратилась к председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко с просьбой о введении моратория на взыскания для автомобилей, вывезенных из Казахстана в Россию до настоящего момента.

Некоторые владельцы автомобилей столкнулись с необходимостью выплатить сбор в размере от 300 тысяч до 800 тысяч рублей в связи с нарушением условий льготного утильсбора. Причиной этого могло быть невыполнение требований по оформлению документов или перепродажа автомобиля, указанного как личное имущество. В итоге, некоторым владельцам пришлось столкнуться с суммами, превышающими миллион рублей.

Чтобы избежать огромных финансовых затрат, некоторые покупатели приняли решение вернуть автомобиль, вывезти его в страны ЕАЭС, где он был импортирован, зарегистрировать там и затем использовать в России с номерами другого государства. Таким образом, они пытались обойти платежи и сохранить свои финансовые ресурсы.

В сфере доставки автомобилей за рубеж также возникли новые проблемы, связанные с использованием автовозов. Транзитные номера ограничены сроком действия в один месяц, после чего передвижение с ними становится рискованным из-за возможности отправки машины на штрафстоянку. Кроме того, стоимость доставки значительно выросла, начиная от 1,5 тысячи долларов.

Андрей Ольховский, глава ГК «Автодом», выделил среди пострадавших многих китайских производителей, таких как Lixiang, Aito, WEY, Exlantix и Zeekr. Никита Шелехов, сооснователь LikeAvto, предполагает, что утильсбор повлияет на западные и японские автогигантов, включая BMW, Toyota и Mercedes-Benz. Он также отметил, что кроссоверы Geely Monjaro и автомобили Li Auto столкнутся с значительным повышением цен.

В результате введения новых правил и ограничений в сфере доставки автомобилей за границу, какие-то производители и бренды оказались более уязвимыми перед изменениями, чем другие. Новые условия доставки стали вызывать серьезные финансовые затраты и риски для компаний, действующих на международном рынке автомобилей.

В начале октября первый вице-премьер Денис Мантуров поручил Минпромторгу провести анализ возможности введения отсрочки для нового утильсбора на легковые автомобили. Этот шаг был предпринят с целью изучения возможных последствий для автовладельцев. Кроме того, было объявлено, что введение нового повышенного утильсбора не затронет тех владельцев автомобилей, которые уже оплатили его до вступления данной нормы в силу.

В результате данного поручения, Минпромторг начал активно исследовать вопрос введения отсрочки для нового утильсбора на легковые автомобили. Это вызвало обсуждения в обществе и среди экспертов относительно возможных изменений в налоговой политике в отношении автовладельцев. Важно отметить, что данная инициатива оценивается как шаг к обеспечению более справедливых условий для всех участников рынка автомобилей.

В заключение, следует отметить, что внедрение нового повышенного утильсбора на легковые автомобили требует внимательного изучения и анализа всех возможных последствий. Важно найти баланс между защитой окружающей среды и обеспечением доступности автотранспорта для граждан.

Источник и фото - lenta.ru