В Госдуме призвали обложить китайские автомобили пошлинами. Почему для автобрендов из Китая могут настать тяжелые времена?

15.07.2025 12:17
Такое мнение высказал Валерий Гартунг, председатель комитета Государственной Думы по защите конкуренции. Он призвал поддерживать отечественных производителей за счет протекционистских действий.
Согласно Гартунгу, автопром Китая имеет конкурентное преимущество благодаря масштабам производства, что делает их продукцию дешевле. Чтобы обеспечить равные условия для борьбы, необходимо вводить высокие пошлины и утилизационный сбор. Парламентарий подчеркнул, что в данной ситуации необходимо активно защищать отечественных производителей, поскольку зарубежные компании уже проявляют интерес к российскому рынку.Защита национальных интересов и стимулирование развития внутреннего производства должны стать приоритетными задачами для правительства. Принятие мер по ограничению импорта и поддержке отечественных производителей способствует укреплению экономической самостоятельности страны и созданию благоприятных условий для развития местной промышленности.С мая 2024 года автопроизводители начали активно увеличивать объемы поставок новых автомобилей в Россию. По мнению Гартунга, за короткий срок до увеличения утилизационного сбора осенью (с 1 октября ставки утильсбора для различных категорий автомобилей выросли на 70-85 процентов), китайские продавцы автомобилей создали крупные складские запасы в России. Эти поставщики привезли годовой объем продаж грузовиков, однако из-за высокой ключевой ставки спрос на технику резко упал, и продать транспорт им так и не удалось. Новые поставки автомобилей из Китая вызвали увеличение конкуренции на российском рынке автотранспорта. В результате, многие дилеры столкнулись с проблемой излишних складских запасов, что привело к снижению цен на автомобили и технику. Помимо этого, повышение утилизационного сбора существенно повлияло на стратегию продаж и маркетинговые планы компаний, вынудив их пересматривать свои стратегии сбыта и складского учета.В начале 2024 года российские импортеры активно закупали новые автомобили, ожидая роста таможенных ставок. Пиковый показатель импорта был зафиксирован в октябре, достигнув максимальной за 12 лет отметки в 112 тысяч единиц. Этот рост стал причиной запасов на складах, особенно среди китайских автобрендов, продажи которых также достигли рекордного уровня в России.Из-за увеличения поставок и снижения спроса из-за высоких процентных ставок на кредиты, автомобили начали скапливаться на складах. В конце 2024 года глава «Автостата» Сергей Целиков оценивал объемы запасов на уровне 200-250 тысяч единиц. По данным источника РБК, на складах хранилось более 700 тысяч машин, в основном китайских брендов, что привело к серьезным проблемам в отрасли.В условиях высокого риска демпинга со стороны зарубежных автопроизводителей, утилизационный сбор, по мнению главы Минпромторга РФ Антона Алиханова, оправдал свою эффективность как защитная мера для автопрома. Этот механизм не только приносит дополнительные доходы, но и способствует развитию отечественного производства автомобилей. В связи с этим возникает вопрос о возможности применения аналогичных подходов и в других отраслях, считает чиновник.Кроме того, важно отметить, что утилизационный сбор является не только финансовым инструментом, но и стимулом для модернизации производства и экологической ответственности компаний. Этот механизм способствует сокращению вредного воздействия на окружающую среду и повышению качества выпускаемой продукции.Исследования показывают, что утилизационный сбор может быть эффективным инструментом не только для защиты от демпинга, но и для стимулирования инноваций и повышения конкурентоспособности отечественных производителей. Поэтому внедрение подобных механизмов в другие отрасли экономики может иметь положительные результаты и способствовать устойчивому развитию российского бизнеса.В поисках способов поддержать российский авторынок, который столкнулся с обвалом продаж, Минпромторг рассматривает различные меры, чтобы предотвратить его падение на 40 процентов к концу года. Одним из обсуждаемых вариантов является повышение ставки утилизационного сбора для автомобилей с двигателем мощностью более 160 лошадиных сил, ввозимых в Россию для личных нужд. Целью таких дополнительных сборов является сбор 40-60 миллиардов рублей, чтобы стимулировать отечественное производство и снизить зависимость от импорта.В настоящее время россияне, приобретающие иномарки для личного пользования, уплачивают утилизационный сбор по льготной ставке. Автомобили возрастом до трех лет облагаются сбором в размере 3,4 тысячи рублей, в то время как более старые машины — 5,2 тысячи рублей. Вопрос о возможном увеличении утилизационного сбора пока остается открытым, однако глава Минпромторга обещает принять соответствующее решение в ближайшее время. Эти меры направлены на поддержку отечественного автопрома и стимулирование внутреннего спроса на автомобили.Сегодня китайская экспансия на рынке автомобилей становится все более заметной, и депутат Госдумы Виталий Милонов выразил свое мнение по этому поводу. Он подчеркнул, что ситуация напоминает поговорку о том, что "свято место пусто не бывает". Ранее автомобильный рынок был поделен международными производителями, но сейчас в нем заметно увеличился долю китайских брендов. Чтобы не допустить полного захвата рынка китайскими компаниями, Милонов призывает к качественной конкуренции и отказу от жесткой господдержки.Парламентарий считает, что в первую очередь нужно начинать с себя. Он и несколько его коллег предпочитают использовать российские автомобили, такие как Lada Vesta, демонстрируя пример ответственного подхода к выбору автотранспорта. Однако он также отмечает, что каждый человек имеет право на выбор и не следует осуждать тех, кто предпочитает более дорогие автомобили.Важно помнить, что в условиях усиливающейся конкуренции на рынке автомобилей необходимо придерживаться высоких стандартов качества и предлагать потребителям продукцию, которая отвечает их ожиданиям. Только таким образом можно сохранить разнообразие и здоровую конкуренцию, не допуская монополизации рынка.Для того, чтобы российские автомобили оставались востребованными, необходимо не только привлекать российских экспертов и IT-специалистов, но и активно использовать возможности интеграции электронных систем и систем искусственного интеллекта. Вместо поверхностных изменений и переклейки шильдиков, следует сосредоточиться на развитии технологий и функционала автомобилей.Непонятно, почему АвтоВАЗ решает выпускать китайские автомобили под своей маркой, вместо того чтобы сосредоточиться на улучшении отечественных моделей. Когда покупатель выбирает Lada Vesta, он хочет приобрести именно отечественный продукт, а не импортную машину с российским шильдиком. Это вызывает двойное недоверие со стороны потребителей и снижает доверие к автомобильной продукции.Использование и развитие отечественных технологий и решений в автомобилестроении поможет укрепить позиции российского рынка и повысить конкурентоспособность местных производителей. Необходимо стремиться к созданию инновационных автомобилей, которые будут отличаться не только внешним видом, но и техническими характеристиками, отвечающими современным требованиям и ожиданиям потребителей.Источник и фото - lenta.ru