В России перестало хватать цистерн
20.05.2024 10:06
По информации издания «Коммерсантъ» («Ъ»), объем отгруженной продукции сократился на более чем 50 тысяч тонн из-за этой проблемы.
Эта недостача цистерн-вагонов привела к снижению производства на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и нарушению обязательств по поставке моторных масел, как отмечают представители отрасли. Ситуация стала настолько критической, что ряд крупных компаний, включая «Лукойл», «Газпром нефть», «Татнефть» и «Новатэк», обратились с жалобами по этому поводу к вице-премьеру Александру Новаку еще в марте.
Представители компаний выразили обеспокоенность ростом оборота на железнодорожной сети, высокими списаниями и низкими закупками, которые мешают обеспечить стабильное предоставление цистернами для перевозки продукции. Эта ситуация, по их мнению, не только затрудняет работу предприятий, но и создает реальную угрозу дестабилизации рынка сжиженных углеводородных газов.
Ситуация на рынке цистерн для СУГ становится все более напряженной. Операторы стремятся купить 1,5 тысячи единиц строительства уже в текущем году, однако производители готовы выполнить заказ только через несколько лет - в 2025-2026 годах из-за высокой загрузки своих мощностей. Это создает проблемы для всех участников рынка.
Высокая цена новых цистерн для СУГ стала еще одной серьезной трудностью. Если еще в 2018 году операторы платили 3,7-3,8 миллиона рублей за единицу, то сейчас им придется выложить более девяти миллионов. Это значительно увеличивает затраты на обновление парка техники и усложняет финансовое планирование.
В условиях растущих издержек, коммерческая ставка аренды цистерн должна быть на уровне шести тысяч рублей в сутки, что является слишком высокой ценой для многих отправителей. Возможно, стоит обратить внимание на поиск альтернативных решений или стратегий снижения затрат для поддержания устойчивости рынка и обеспечения доступности услуг перевозок.
Вопрос обеспечения достаточного количества цистерн для перевозки сжиженного углеводородного газа (СУГ) становится все более актуальным с каждым годом. Согласно данным Минпромторга, к 2027 году прогнозируется дефицит в 8 тысяч цистерн, если не будут приняты дополнительные меры. В середине марта было отмечено, что уже к 2024-2027 годам необходимо списать 2,6 тысячи цистерн из-за их износа.
Однако вопрос продления срока службы цистерн вызывает разногласия между нефтегазовыми компаниями и вагоностроителями. Последние выступают против данной идеи, указывая на возможные риски безопасности и негативные последствия для рынка. В то же время, заместитель главы ИПЕМ предлагает промежуточный вариант, который заключается в продлении срока службы цистерн с обязательством по закупке новых единиц.
Таким образом, важно найти баланс между обеспечением безопасности перевозок и удовлетворением потребностей рынка в цистернах для СУГ. Ключевым вопросом остается разработка эффективных стратегий обновления парка цистерн, чтобы избежать возможного кризиса в будущем.
По данным Савчука, с того момента наблюдается рост еще на 20 процентов. Это связано с увеличением спроса на транспортировку нефтепродуктов из-за повышения объемов производства и роста экономики в целом. Кроме того, увеличение ставок бронирования цистерн также обусловлено увеличением стоимости топлива и инфляцией в стране.
Новые технологии в сфере логистики и транспортировки могут помочь оптимизировать процессы и снизить затраты на перевозку нефтепродуктов. Внедрение систем мониторинга и управления транспортом позволит более эффективно использовать ресурсы и снизить зависимость от колебаний цен на топливо.
Важно также учитывать экологические аспекты при транспортировке нефтепродуктов, внедряя более экологически чистые методы и технологии. Развитие альтернативных источников энергии и уменьшение зависимости от нефтепродуктов также могут повлиять на спрос и ставки бронирования цистерн в будущем.
Источник и фото - lenta.ru