Азербайджан мог вернуть Украине истребители, которые 20 лет назад сам купил у Киева. Что об этом известно?

05.09.2025 16:42
Эксперты считают, что если эта информация подтвердится, для России это может иметь серьезные последствия.
Американский аналитический портал The War Zone (TWZ) 4 сентября сообщил о появлении в социальных сетях фотографий украинского МиГ-29, окрашенного в цвета, присущие военно-воздушным силам Азербайджана: синие, серые и фиолетово-серые оттенки. На снимках видно, что самолет был вооружен ракетами «воздух-воздух» Р-27 и Р-73, что свидетельствует о его готовности к боевым действиям.Появление украинских МиГ-29, которые могли принадлежать Азербайджану, вызывает волну обсуждений о возможных последствиях для всех сторон конфликта. Россия, как один из ключевых участников ситуации, внимательно следит за развитием событий и подготавливает свою реакцию на подобные новости.Возможно, снимок, который был опубликован, вызвал сомнения у авторов из-за возможной фальсификации. Однако они подчеркнули, что на данный момент нет убедительных доказательств этому. Согласно информации TWZ, в 2007 году Азербайджан закупил у Украины около 15 подержанных МиГ-29, которые с 2017 года проходили капитальный ремонт во Львове. Пока неизвестно, были ли эти самолеты официально переданы Киеву, проданы или же возвращены безвозмездно.Взгляд военного эксперта Юрия Кнутова позволяет предположить, что решение Азербайджана передать истребители может быть обусловлено желанием обновить свой парк и приобрести американские F-16. В таком случае, считает специалист, позиция Баку может быть объяснена тем, что Украине вернули ее собственные самолеты. Возможно, это связано с стратегическими планами по модернизации вооружений и сотрудничеству с другими странами.Эксперт высказал предположение, что возможно речь идет о двух-трех МиГ-29, доставленных в Украину через Турцию с снятыми крыльями и в морских контейнерах. Это открывает новую главу в проблеме военного конфликта в регионе. Усиление украинской авиации, как отметил Кнутов, может серьезно затруднить продвижение российских войск. Особенно опасными становятся новые авиабомбы с универсальными модулями планирования и коррекции, дальность которых достигает 60 километров. Специалисты обеспокоены тем, что МиГ-29 могут использоваться в качестве носителей таких боеприпасов. Член комитета Госдумы по обороне Андрей Колесник прокомментировал сложившуюся ситуацию. Он заявил, что Москва намерена провести тщательное расследование, чтобы выяснить, каким образом азербайджанские истребители могли попасть в руки украинских военных. Возможно, это связано с новыми альянсами и стратегическими перемещениями в регионе.В начале августа, по мнению выдающегося летчика России Владимира Попова, на Украине оставалось примерно 18–25 истребителей МиГ-29 и некоторое количество Су-27. Некоторые из этих самолетов требуют ремонта, однако Киев имеет возможность восстанавливать технику самостоятельно или с помощью западных партнеров.Согласно информации, размещенной на bmpd в LiveJournal, первый большой контракт был заключен в ноябре 2005 года. Министерство обороны Азербайджана закупило у украинского концерна «Укрспецэкспорт» 12 капитально отремонтированных МиГ-29 и два учебно-боевых МиГ-29УБ на сумму более 55 миллионов долларов. Самолеты, выпущенные в 1987–1988 годах, были доставлены в страну в 2006–2007 годах.Тем не менее, на сегодняшний день точное количество советских истребителей в Вооруженных силах Украины не уточняется. Важно отметить, что украинские военные способны самостоятельно поддерживать и модернизировать свою авиационную технику, что является ключевым фактором для обеспечения боеготовности и безопасности страны.В 2008 году один из учебно-боевых МиГов, обозначенный бортовым номером «20», столкнулся с катастрофой, в результате которой оба пилота погибли. После этого Украина заняла целый год на поставку замены, а в 2011 году Азербайджан приобрел еще один МиГ-29УБ. Кроме того, к истребителям был приобретен тренажер для пилотов «Сокол-КТС», учебный класс, 95 ракет Р-27 нового производства и другое оборудование.Не менее трех МиГ-29 в 2018 году прошли ремонт на Львовском государственном авиационном ремонтном заводе, согласно информации из открытых источников. Эти самолеты были частью 411-й авиационной эскадрильи и базировались на аэродроме Насосная. Восстановление боеспособности истребителей было важным шагом для поддержания боеготовности авиации в регионе.Эксперты выражают обеспокоенность развитием Украиной своих версий российских «умных» бомб. Согласно журналистам TWZ, местные конструкторы создали планирующие боеприпасы массой 500 килограммов с складными крыльями, имеющие дальность до 60 километров, в то время как у российских моделей эта цифра достигает 74 километров.Однако, американский аналитик Томас Ньюдик отмечает, что у Украины есть стратегия по сокращению зависимости от западных поставок и увеличению точности своего вооружения. Это достигается, в том числе, за счет использования французских технологий наведения, которые более устойчивы к радиоэлектронной борьбе.Следует отметить, что развитие подобных технологий вооружения в регионе может привести к усилению напряженности и угрозе для мирного населения. Важно, чтобы все стороны проявляли ответственность и сдержанность в использовании подобного оружия, чтобы избежать возможных конфликтов и потерь.Источник и фото - lenta.ru