25 December, 2024

Раскрыты причины войны между СССР и Китаем 95 лет назад. Из-за чего столкнулись обе страны и при чем тут США?

Раскрыты причины войны между СССР и Китаем 95 лет назад. Из-за чего столкнулись обе страны и при чем тут США?
20.07.2024 13:11

Этот период истории, о котором рассказывает доктор исторических наук Сергей Смирнов, оказался переломным для обеих стран.

Согласно ученому, на фоне результатов национальной революции в Китае в 1925-1927 годах, советское правительство и руководство Коминтерна видели в Китае ключевую базу для распространения революционных идей в Азии. Это стало одной из главных причин эскалации конфликта в Маньчжурии.

Однако, помимо политических мотивов, вооруженное противостояние на КВЖД было также результатом экономических и территориальных интересов обеих стран. Важно понимать, что этот конфликт имел долгосрочные последствия для отношений между Советским Союзом и Китаем, а также для общей политической обстановки в регионе.

В начале 1925 года советская сторона активно поддерживала инициативы генерала Го Сунлина в борьбе против маршала Чжан Цзолина, отца Чжан Сюэляна, что привело к провалу мятежа. Однако, несмотря на это, линия на революционизацию Китая со стороны Москвы оставалась актуальной.

Согласно высказыванию Смирнова, советская поддержка китайских коммунистов продолжалась, несмотря на разрыв отношений между Чан Кайши и частью Гоминьдана. Это вызвало стремление Чан Кайши и Чжан Сюэляна изгнать СССР из Маньчжурии, где советская сторона имела влияние.

Для Чан Кайши и Чжан Сюэляна было критически важно прервать контакты с советскими коммунистами, чтобы усилить свою позицию в регионе и уменьшить влияние СССР. Это привело к усилению напряженности и конфликтов между различными политическими силами в Китае в конце 1920-х годов.

В конце 1920-х годов российская диаспора в Маньчжурии играла значительную роль в политической обстановке региона. Согласно высказыванию историка в интервью «Ленте.ру», на тот момент в Маньчжурии проживало от 120 до 130 тысяч русских. Этот факт оказал влияние на принятие решения Гоминьданом об отмене неравноправных договоров с иностранными государствами в начале 1928 года. Хотя полностью выполнить это решение не удалось, советско-китайский договор 1924 года о совместном управлении Китайско-Восточной железной дорогой был подтвержден режимом Чан Кайши как действующий.

Интересно, что именно русская диаспора стала одним из ключевых факторов, влияющих на развитие событий в Маньчжурии. Ее значительное количество создавало определенные социальные и политические динамики в регионе, что не могло остаться незамеченным для китайских властей. Таким образом, наличие русской колонии в Маньчжурии оказало серьезное воздействие на принятие решений по международным договорам и управлению железной дорогой.

В период острой фазы конфликта в Маньчжурии, где более 60 процентов населения составляли эмигранты и китайские подданные, обнаружилось разнообразие реакций на происходящее. Некоторые из них, будучи советскими гражданами, саботировали работу КВЖД или даже увольнялись по указанию из Москвы. В то же время другие, наоборот, занимали освободившиеся рабочие места или даже отказывались от советских паспортов.

Кроме того, важно отметить, что крупные эмигрантские организации, такие как «николаевские», Дальневосточное объединение русской эмиграции и РОВС, заявили о своем неучастии в конфликте и стремились придерживаться нейтральной позиции. Это свидетельствует о сложности и многообразии отношений внутри общества в трудные времена.

Таким образом, конфликт в Маньчжурии не только разоблачил различия в поведении различных групп населения, но и подчеркнул важность диалога и уважения к разным точкам зрения в сложных политических ситуациях.

Изучение источников личного происхождения как из «красного», так и из «белого» лагерей русской среды в Маньчжурии позволяет увидеть, что массовые настроения в регионе склонялись в пользу Красной армии. Это объясняется тем, что как те, так и другие не испытывали сильной симпатии к китайцам.

Следует отметить, что главной причиной перехода конфликта на КВЖД в фазу вооруженного противостояния была не только недовольство населения, но и позиция советского руководства. По мнению экспертов, советская сторона предпочла разрешить конфликт с помощью вооруженных средств, так как это позволяло отложить вопрос о выкупе КВЖД китайцами за счет иностранных кредитов. Кроме того, в Москве опасались усиления влияния американцев на КВЖД.

История конфликта на КВЖД в Маньчжурии является сложным паззлом, в который входят политические, экономические и социальные аспекты. Рассмотрение мнений различных сторон позволяет понять, что за столь серьезными решениями стояли не только личные интересы, но и глобальные стратегические цели.

Советское правительство стремилось к силовому разрешению конфликта на Китайско-Восточной железной дороге, с целью дискредитировать правительство Чан Кайши и его связи с империализмом, что было поддержано инициативой Сталина. По словам Смирнова, советская сторона даже неофициально поддерживала японскую администрацию в Маньчжурии. Этот конфликт, возникший в результате спора о контроле над железной дорогой, стал причиной напряженных военно-политических отношений между СССР и Китаем.

Силовое решение конфликта на КВЖД было стратегически важным для советского правительства, так как оно видело в этом шанс укрепить свою позицию в регионе и добиться политических выгод. Поддержка японской администрации в Маньчжурии со стороны Советского Союза добавила сложности в уже напряженные отношения в регионе.

Конфликт на КВЖД стал не только борьбой за контроль над железной дорогой, но и отражением сложной политической ситуации в регионе в то время. Советско-китайские отношения оказались на грани конфликта из-за разногласий в интересах и стратегиях обеих сторон.

В начале 1929 года гоминьдановские войска генерала Чжан Сюэляна захватили контроль над железной дорогой, вызвав реакцию со стороны Красной армии. В результате последующих боевых действий, проведенных летом того же года, противник был разгромлен. Этот конфликт стал одним из ключевых событий в истории Сибири и Дальнего Востока в период между двумя мировыми войнами.

Подписанный 22 декабря 1929 года Хабаровский протокол стал важным шагом к завершению конфликта и восстановлению статуса железной дороги. Этот документ урегулировал спорные вопросы и помог сторонам найти компромиссное решение, способствуя укреплению мирных отношений.

Существовавший до столкновений статус стратегически важной железной дороги был восстановлен благодаря усилиям дипломатов и военных командиров. Этот эпизод истории подчеркивает важность дипломатических усилий в разрешении конфликтов и сохранении мира на территории.

Источник и фото - lenta.ru