80 лет Великой Победе!
21 November, 2025

«Редкая девушка не дает потыркать». За секс до брака женщин в России жестоко наказывали. Каким издевательствам они подвергались?

«Редкая девушка не дает потыркать». За секс до брака женщин в России жестоко наказывали. Каким издевательствам они подвергались?
02.08.2025 20:59

Нормы поведения и наказания за нарушения были жестко установлены традициями. Особенно сурово наказывались девушки за сексуальные связи до заключения брака. Подобные нарушения влекли за собой не только осуждение, но и позорное обличение, изгнание на улицу в белье, а в некоторых случаях даже физическое насилие.

Новая книга "Сметая запреты. Очерки русской сексуальной культуры XI–XX веков", издаваемая издательством "Новое литературное обозрение", раскрывает детали этих унизительных практик. Собранная известными историками и антропологами, эта коллективная монография прослеживает эволюцию представлений о женской сексуальности в России на протяжении многих веков. В ней разбираются не только запреты и наказания, но и изменения в отношении к женской сексуальности, отражающие культурные и социальные трансформации.

В старые времена считалось, что девушка должна вести себя безупречно, иначе это считалось меньшим прегрешением по сравнению с изменой замужней женщины. Ответственность за утрату девственности ложилась на саму девушку и ее родителей или воспитателей. Издательство "НЛО" предоставило "Ленте.ру" отрывок, который мы сейчас опубликуем.

Как история показывает, нормы и ценности в отношении поведения женщин менялись в течение времени. Важность девственности и нравственности девушек в разные эпохи имела свои особенности и трактовки. В стародавние времена, как и сейчас, общество нередко взвешивало моральные аспекты женского поведения по-разному.

Изменение роли и оценки девушек в обществе — это динамичный процесс, отражающий изменения в культуре и ценностях. Важно понимать исторический контекст и эволюцию взглядов на женскую мораль и ответственность.

В средневековой культуре отношения между мужчиной и женщиной были строго регулированы социальными нормами. Интересно, что допустимым считалось поведение девушки, проявляющей "уступчивость", если она встречалась с мужчиной более высокого статуса или богатства, в то время как ее отношения с бедным могли вызвать осуждение и позор.

Однако, важно отметить, что инициатором позорного наказания за такие отношения часто выступал обиженный бывший партнер девушки, который чувствовал себя пренебреженным, инициируя обсуждение "дела об обиде" на сельском сходе.

Таким образом, социальные стереотипы и двойные стандарты играли значительную роль в регулировании любовных отношений и поведения женщин в средневековом обществе. Вмешательство третьих лиц в личную жизнь и публичное осуждение становились способами контроля за соответствием поведения подданных установленным нормам и ожиданиям.

В древние времена, когда штрафы на сходах налагались на родителей, никто не обсуждал методы проверки честности девушек, за исключением свадебных ритуалов. Сначала распространяли слухи о нечестности, затем уличенным наносили дегтем на ворота, и лишь потом это обсуждали на сходе. Привлечение внимания к физическому состоянию девушки уже считалось позорным.

О нецеломудренной девице говорили как о бесчестии для родителей и рода. Свадебный ритуал включал демонстрацию рубашки невесты, иногда с кровяными пятнами, и даже уборку пола от разбитых склянок. Родители новобрачной могли даже танцевать на рубашке своей дочери, показывая свою радость.

В XIX веке нецеломудренность невесты считалась позором для всей семьи, и осуждать ее могли как мужчины, так и женщины из семьи жениха. Даже мать и сестры мужа имели право на это. Новобрачный мог высказывать свое негодование, говоря: "Хорош соболек, да измят!"

В литературе XIX века описывались случаи избиения молодой женой за потерю девственности, но степень распространенности этого явления остается неясной. Чаще молодые супруги предпочитали скрывать подобные ситуации. Например, в Южной Руси было принято, чтобы матерь жениха наказывала нецеломудренную невесту, в то время как сам жених в какой-то момент останавливал этот процесс, указывая, что теперь он является главой семьи. В таких случаях невеста, лишившаяся девственности до свадьбы, должна была подползать на коленях под стол, чтобы показать свое покаяние.

В некоторых регионах на Дону, если девушка теряла девственность, то родителей позорили общественно. Это могло происходить через исполнение унизительных песен, надевание на шею венка из соломы или баранок, а также дарение матери или воспитательнице селедки или тараньки в знак позора. Если невеста была сиротой, то эти подарки могли быть предложены воспитательнице, которая защитила ее от соблазнов, вместо курицы, которую клали на колени матери или воспитательнице.

Важно отметить, что в Калужской губернии особенно позорили именно мать невесты, а не саму невесту. Мать могли выставить на позор и заставить провезти борону за собой по деревне, чтобы дать понять всему сообществу о нарушении девственности ее дочери. Этот обычай был частью общественного контроля и наказания за нарушение моральных норм.

В прошлом в различных регионах существовали различные обычаи и ритуалы, связанные с позором девушек, не сохранивших свою честь. Например, в Поволжье, на Свияжске, практиковался обычай "паренья свахи", при котором нечестную невесту сваха подвергали публичному унижению. Этот ритуал включал в себя унижение и физическое насилие над девушкой, что является жестоким проявлением общественного наказания за ее "нечестность".

Кроме того, в Витебской губернии применялись такие методы позора, как надевание хомутов на дружков и сватов. Этот обычай также предполагал публичное унижение и шествие по деревне с показным демонстрированием позора. Важно отметить, что подобные обряды не только наказывали девушек, но и вовлекали в процесс унижения их близких, включая родителей и свах.

Такие обычаи и ритуалы отражают крайнюю жестокость и несправедливость в обращении с женщинами, а также показывают, как социум в прошлом использовал общественное мнение и стереотипы для контроля и управления поведением индивидов. В современном обществе такие практики были бы осуждены как нарушение прав человека и недопустимое насилие.

В некоторых общинах народных обычаев свадебного периода можно было наблюдать разнообразные проявления опозорения невесты. Например, на воротах или на крыше дома могли висеть различные символы, такие как хомут, мазница или рогожа. В других случаях стены дома могли быть обмазаны нечистотами или пробиты дыры в печи. Даже окна дома родителей невесты могли быть разбиты.

В одном из проявлений опозорения, связанных с символикой новобрачной, кто-то из свадебных гостей мог забираться на крышу дома невесты с ведром воды и начинать брызгать ее во все стороны. Этот жест символизировал невоздержанность и готовность невесты отдавать себя всем, кто пожелает.

Интересно, что в некоторых местах на крышу дома могли втаскивать разъезженное колесо или старые сани, особенно если свадьба проходила зимой. Эти действия были частью древних обычаев, связанных с ритуалами и символикой свадебного периода.

В древности широко распространенным наказанием было надевание на шею лошадиного хомута "без гужов", который символизировал "озверение" и стоял в противоположность цветочному венку, символу невинности. Этот акт усмирения, который применялся к замужним женщинам, представлял собой измененную и более гуманную форму припрягания к лошади. Кроме того, хомут воспринимался как символ вульвы, а его ношение могло быть наказанием не только для провинившейся невесты, но и для ее родителей.

Интересно, что хомут мог висеть на гвозде над дверью или надеваться на шею в качестве наказания. Для особых случаев даже делали несколько соломенных хомутов, покрытых смолой и различными гадостями. Такие практики символизировали не только усмирение, но и покаяние перед обществом и божественным. Важно отметить, что использование хомута как формы наказания отражало сложные культурные и религиозные аспекты древних обществ.

В древние времена в Малороссии хомут из соломы использовался как символ позора и унижения. Этот обычай заключался в том, что девушке могли надеть хомут из соломы, распустить ее косу и прикрыть лицо платком, после чего вести по улицам. Позже, как знак позора, иногда девушке снимали обувь и оголяли ноги, подвязывая платье к поясу соломенными веревками.

Этот обычай был распространен не только среди жителей Малороссии, но и среди других народов, населявших территорию России. Позорные действия включали не только ношение хомута, но и измарывание рубахи девушки сажей или дегтем. Эти действия сопровождались унизительными словами и проведением по улицам без юбки, что добавляло к общему унижению. Таким образом, практика позора и унижения имела глубокие корни в культуре и обычаях различных слоев населения.

В некоторых областях существовала практика опозоривания невесты путем мазания ставней и стен дома дегтем с надписью: «если любишь, то люби одного», что символизировало необходимость строить жизнь с избранным. Однако стоит отметить, что такие "насмешные наказания" применялись лишь при согласии родителей девушки. Некоторые родители отказывались унижать своих дочерей таким образом, в то время как другие сами просили об этом на свадебном пире.

Еще одним распространенным способом позора невесты было представление родителям "худого" жениха во время свадебного торжества. Это действие также служило для подчеркивания некоторых социальных норм и ожиданий в отношениях между молодыми.

Такие обычаи и традиции отражают сложные социокультурные аспекты прошлого и позволяют нам лучше понять, каким образом формировались и регулировались отношения в обществе того времени. Важно помнить, что каждая культура имеет свои уникальные обычаи, которые могут казаться странными или жесткими сегодня, но отражают менталитет и ценности того времени.

В древние времена в Олонецкой губернии существовали странные обычаи, связанные с почетом невесты. Например, на следующее утро после свадьбы молодожены должны были получить от тещи яичницу. Если девушка была целомудренной, то желток яичницы вырезали, а в отверстие наливали масло, после чего разбивали чашку, из которой оно вылилось. Однако, если невеста не была целомудренной, ей и ее родным подавали несладкую или даже соленую кашу. Такие обряды считались символом чистоты и добродетели невесты.

Интересно, что в русском языке слово "худой" имеет двойное значение, означая одновременно "плохой" и "дырявый". Например, на свадьбах раньше могли использовать дырявый горшок или ведро как символ несовершенства или недостатков. Такой образ мышления отражался и в различных обрядах, показывая важность чистоты и целомудрия.

Такие традиции и обряды, хотя и кажутся странными и необычными сегодня, имели глубокий символический смысл и отражали ценности и представления об идеальной невесте в прошлом.

В XIX веке в Архангельской губернии наказывать девушек, которые незаконно становились матерями, уже не было принято. Однако они могли быть изгнаны из родительского дома и лишены поддержки других женщин. Если слухи о их утрате девственности подтверждались, то им запрещалось заплетать волосы в одну косу. По общему решению общества, им приходилось носить две косы без девичьей повязки, покрывая волосы волосником, что и дало начало термину "самокрутка".

Следует отметить, что обряд "покрытки" у малороссов не считался столь унизительным, сколько скорее утверждающим статус девушки в глазах общества. Смена головного убора символизировала переход девушки в другую возрастную категорию, поскольку ей уже не разрешалось заплетать девичью косу. Именно поэтому возникло поговорка "росчесав iй косу до вiнца".

Важно отметить, что эти обычаи и нормы были частью жесткой социальной системы того времени, где даже внешние признаки могли определять статус и репутацию человека в обществе.

В русских селах публичное посрамление за незаконные связи не являлось общепринятой практикой, а происходило по инициативе отдельных заинтересованных лиц. Однако, чем дальше от крупных городов и столиц, тем более терпимым становилось отношение к лишению девственности. Например, в Калужской губернии отмечалось, что девушки, родившие незаконных детей, редко выходили замуж без публичного посрамления. В то же время, в Тверской губернии не проводились никакие публичные акции по унижению девушек, оказавшихся вне брака.

В XIX веке в Казанской губернии не было систематичности в ритуалах позора для девушек. В то время существовало присловье: "Жену с почина берут". В Пермском крае родители не считали плохим, если девушки имели любовных партнеров до свадьбы. В Мезенском уезде на Севере ценностью не была девственность девушки, и скорее находилась мужа девушка, которая уже родила. Информатор из Тенишевского этнографического бюро, описывая Сольвычегодский уезд Вологодской губернии, отметил:

Несмотря на разнообразие обычаев и традиций в различных уездах, позорные ритуалы для девушек не имели единой системы в Казанской губернии. Важность девственности перед свадьбой варьировалась от уезда к уезду, отражая местные ценности и нормы поведения. В Сольвычегодском уезде особое внимание уделялось не столько девственности, сколько способности девушки родить детей, что определяло ее статус в обществе. Таким образом, понятие "позора" и его проявления в разных регионах имели свои особенности и контексты.

В древние времена на Русском Севере не было обычая устраивать посрамляющие обряды, хотя ценность девственности невесты оставалась важной. Такая же ситуация наблюдалась и в отдаленных сибирских деревнях, где избыток мужчин способствовал ценности интимных отношений с женщинами, особенно среди золотоискателей и рудознатцев. Родители девушек, которые получали компенсации за несохраненную девственность своих дочерей, не считали, что это "бесчестит" их ребенка. Они воспитывали его с любовью, утверждая, что "плевок моря не портит".

В традиционной культуре Русского Севера и сибирских деревень не было принято проводить унизительные обряды, связанные с девственностью невесты. Однако, ценность чистоты и невинности женщин сохранялась и ценилась. В условиях переизбытка мужского населения в отдаленных деревнях Сибири, возможность интимных отношений с женщинами приобретала особую ценность, особенно среди золотоискателей и рудознатцев. Родители девушек, которые получали компенсации за потерю девственности своих дочерей, не считали, что это умаляет честь и достоинство их семьи. Они продолжали воспитывать своих детей с заботой и любовью, не позволяя обществу осуждать их за произошедшее.

В XIX веке традиции наказаний, связанных с поддержанием девственности до брака, продолжались благодаря укоренившейся норме христианского брака. Эти обычаи были особенно распространены в различных уездах, таких как Ростовский, Пошехонский, Владимирский, Дорогобужский и другие. Информаторы из этих мест регулярно отмечали важность сохранения девственности в сообщениях, передаваемых в течение многих десятилетий. Однако уже в 1841 году наблюдатель крестьянского быта в Калужской губернии зафиксировал изменения в этой практике.

Таким образом, идея ценности девственности до брака была тесно связана с христианскими установлениями и общественными ожиданиями в XIX веке. Некоторые регионы, такие как Калужская губерния, уже начали отступать от этой традиции к середине XIX столетия, что отражало изменяющиеся социокультурные реалии того времени.

Важно отметить, что эволюция обычаев и норм в отношении девственности отражает широкие социокультурные изменения, которые происходили в обществе XIX века. Постепенное отступление от строгих наказаний за нарушение этой традиции свидетельствует о постепенном изменении взглядов и ценностей в обществе того времени.

Во многих регионах России ценности и традиции, связанные с целомудрием, постепенно утрачивают свою значимость. Например, в Калужской губернии уже не практикуется обычай вскрывать постель молодоженов, а родители просто советуют жениху брать девушку такой, какая есть, без особых забот о ее духовной целостности.

В контексте Вологодской губернии проявляется иная динамика отношения к целомудрию. Здесь общественное мнение начинает меняться, и простая мудрость уже не ставит под угрозу репутацию девушки, если она не смогла сохранить нравственную чистоту. Публичные унижения и издевательства становятся необязательными, и даже муж не имеет права на физическое воздействие в случае «промаха» в целомудрии.

Таким образом, видим, что общественные представления о целомудрии и его ценности постепенно эволюционируют, отражая изменения в культуре и обществе в целом. Важно осознавать и анализировать эти изменения, чтобы понимать, как формируются новые нормы и ценности в современном обществе.

В XIX-XX веке в некоторых обществах начал происходить сдвиг в отношении девственности и брака. Информатор из того времени отмечал, что утрата девственности уже не вызывала такого волнения, как раньше, и молодые люди стали относиться к этому событию более свободно. Браки заключались не столько из-за потери девственности, сколько по другим соображениям. Некоторые считали, что молодежь стала слишком легкомысленной в своих отношениях, игнорируя традиционные ценности.

Современник, оставшийся неизвестным, отметил, что молодые люди начали играть в отношениях, не придавая им большого значения. Он указал на то, что в некоторых случаях девушки не скрывали своего приданого, в то время как другие демонстрировали его перед всеми. Это свидетельствовало о том, что в обществе происходили изменения в отношении брака и семейных ценностей. Новые понимания и ценности начали формироваться, отражая изменения в обществе и его взглядах на институт брака.

Источник и фото - lenta.ru