29 October, 2024

В России разминируют затонувшую 32 года назад советскую подлодку. Чем опасно ее нахождение на дне Карского моря?

В России разминируют затонувшую 32 года назад советскую подлодку. Чем опасно ее нахождение на дне Карского моря?
21.09.2024 11:55

Об этом сообщили в ведомстве.

В рамках пятой экспедиции МЧС на судне «Академик Мстислав Келдыш» личный состав Центра "Лидер" МЧС России проведет работы по обследованию атомной подводной лодки К-27. Основной целью экспедиции является изучение состояния подлодки и ее окружающей среды на дне Карского моря.

Водолазам предстоит справиться с непростыми условиями работы на глубине, включая снежные бури и низкие температуры воздуха и воды. Для проведения работ будут задействованы подводные беспилотники «Ровбилдер-600» и «Фалькон», а также гамма-спектрометр НИЦ Курчатовский институт, установленный на одном из подводных аппаратов.

Эксперт по безопасности заявил, что в ходе пятилетней кампании по подъему взрывоопасных предметов было обнаружено и удалено почти 126 тысяч опасных объектов со дна водоемов. Это огромное количество находок свидетельствует о серьезной проблеме безопасности, которая существует в водных пространствах.

Подводная лодка К-27 проекта 645ЖМТ, выведенная из состава Северного флота СССР в 1980 году, стала жертвой аварии реакторов РМ-1 с жидкометаллическим теплоносителем и была затоплена в Карском море в 1982 году. Ее залегание на глубине 31 метра напоминает о трагических последствиях недостаточной безопасности в военно-морской сфере. Этот инцидент также привел к серьезным последствиям для экипажа подлодки, который перенес острую лучевую болезнь.

Эксперты считают, что обнаружение и удаление опасных объектов на дне водоемов - это только начало работы по обеспечению безопасности в морских пространствах. Необходимо проводить более широкие и систематические мероприятия по обнаружению и ликвидации потенциальных угроз, чтобы предотвратить подобные инциденты в будущем.

Подводная лодка, затонувшая в 1989 году в акватории Баренцева моря, стала объектом повышенного внимания из-за потенциальной радиационной опасности, которую она представляет для окружающей среды. Девятерых членов экипажа не удалось спасти, и судьба судна остается актуальной до сих пор. Уже в 2012 году было объявлено о планах поднять подлодку на поверхность и разрезать ее на части для безопасного утилизации. Этот шаг был включен в стратегию развития Арктической зоны России, но его реализация до сих пор не завершена.

Сегодня подлодка остается одним из самых серьезных источников радиационной угрозы для российской Арктики из-за наличия на ее борту не выгруженных реакторов. В случае повреждения этих реакторов могут возникнуть серьезные последствия для окружающей среды и экономики региона. Запрет рыболовного промысла в районе захоронения подлодки может нанести значительный ущерб экономикам не только России и Норвегии, но и других стран, зависящих от рыбной промышленности в этом регионе. Прогнозируемые потери на 2021 год из-за потенциальных экологических проблем, связанных с этой подводной лодкой, оцениваются в 120 миллионов долларов.

Экологи из организации Bellona Foundation призывают Россию не оставлять без внимания проблему затопленных подлодок с радиоактивными отходами в Арктике. Одной из основных опасностей является ядерный реактор АПЛ К-140, который требует особого внимания. Не менее важно обратить внимание на пять реакторных отсеков различных атомных подводных лодок и экранную сборку атомного ледокола «Ленин».

Борцы за экологию выражают обеспокоенность по поводу судьбы К-27 проекта 645ЖМТ, который представляет серьезную угрозу для окружающей среды. Необходимо принять срочные меры по поднятию и обезвреживанию этих объектов, чтобы предотвратить возможные радиоактивные загрязнения в морских экосистемах.

На сегодняшний день на дне арктических морей остаются около 1 тысячи объектов, которые могут стать источниками радиоактивного загрязнения. Это не только угрожает экосистеме, но и здоровью людей, проживающих в прибрежных районах. Важно принять меры по решению этой проблемы и обеспечить безопасность морской среды в Арктике.

Советская подлодка К-27, построенная по проекту 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя, представляла собой уникальное достижение в области атомной энергетики. Ее преимущества включали в себя более высокую скорость, улучшенную динамику и, как следствие, повышенную маневренность.

Однако, помимо всех достоинств, использование атомной энергоустановки с ЖМТ-реактором также влекло за собой негативные последствия. Одной из проблем было постоянное образование радиоактивного полония-210, что создавало риск отравления для экипажа подводной лодки.

Перед первыми испытаниями подлодки К-27 экипаж, возглавляемый капитаном II ранга Иваном Гуляевым, прошел специальную подготовку в учебном центре ВМФ в Обнинске. Здесь был построен испытательный стенд 27/ВТ с реактором ЖМТ, чтобы обеспечить оптимальные условия для проверки работы атомной энергоустановки.

В апреле-июне 1964 года подводная лодка К-27, подняв Военно-морской флаг СССР, отправилась в свой первый автономный поход. Этот поход стал рекордным по длительности пребывания в подводном положении - 51 сутки. Командиром лодки был капитан I ранга Иван Гуляев, который в результате этого похода был удостоен звания Героя Советского Союза. Но многие другие члены экипажа также были награждены за свою отвагу и профессионализм.

22 июня 1963 года атомная подводная лодка К-27, подняв Военно-морской флаг СССР, вышла в море на пять дней. Это было значимым событием для советского флота и атомной техники в целом. Четыре месяца спустя, правительственная комиссия подписала акт о приеме лодки в эксплуатацию, что стало началом ее успешной службы.

Подводная лодка К-27 проекта 645 стала символом отваги и профессионализма советских моряков. Ее первый автономный поход не только установил рекорд, но и принес заслуженные награды для всего экипажа. Этот эпизод истории советского флота остается ярким примером выдающихся достижений в области подводной техники.

Источник и фото - lenta.ru